Майкл и Анджела только что отметили 55-летие. За последние два года погибли двое их знакомых — один в аварии, другой от рака. Это заставляет их думать о детях: если они внезапно умрут в авиакатастрофе — что будет с детьми?
У них четверо детей разного возраста. Математически одарённая Хлоя работает в Гугле и планирует запустить собственный бизнес. Уилл имеет образование в области социальной работы и выплачивает долг за обучение, подрабатывая в реабилитационном наркологическом центре. Близняшки Джеймс и Алексис учатся в колледже. Джеймс, вечно обкуренный недоучка, думает, что может стать популярным ютубером. (Его уже дважды отчисляли за хулиганство). Алексис, которая хочет заниматься поэзией, имеет врождённое заболевание, которое может оставить её слепой.
Сначала Майкл и Анджела планировали разделить всё наследство поровну. Но вскоре задумались. Хлоя имеет все шансы на успех в Силиконовой долине; Уилл отягощён долгами в своём стремлении помогать нуждающимся. Джеймс наверняка разбазарит свою долю на одежду и еду и станет от этого ещё более ленивым; а вот Алексис вскоре могут понадобиться деньги на лечение. Быть может, — рассуждают Майкл и Анджела, — не следует распределять наследство поровну и стоит придумать более мудрый выход. Но их всё же беспокоит неравное распределение само по себе.
Философ Рональд Дворкин разобрал эту родительскую дилемму в своём эссе 1981 года «Что такое равенство?». Родители, пишет Дворкин, столкнулись здесь с двумя противоречащими друг другу эгалитарными подходами, каждый из которых по-своему достоин. Подход «равенства ресурсов» предполагает равное распределение наследства, но в то же время упускает из виду важные различия между получателями. Другой подход, «равенство благосостояния», пытается учесть эти различия с помощью мудрёных вычислений. Пойти по первому пути значит проигнорировать существенные особенности своих детей, выбор второго пути влечёт риски неравного и некорректного распределения.
В 2014 году Pew Research Center исследовал мнения американцев о «главных мировых угрозах». Большинство опрошенных отметили неравенство, за ним следовали религиозная и этническая вражда, ядерное оружие и экология. При этом у нас нет общепринятого понимания равенства. Так, в прошлом году в Нью-Йорке разгорелись дебаты об элитных государственных школах. Некоторые национальности в них были явно слабее представлены среди учащихся. Как к этому относиться? Одни утверждали, что достаточно обеспечить процедурное равенство: все поступающие должны иметь равный доступ к информации о вступительных экзаменах и подготовительным занятиям. Другие настаивали на введении новой системы приёма, учитывающей социально-демографическую структуру города. Обе стороны в этом споре предлагают достойные внимания, но несовместимые подходы к равенству. Поскольку люди и обстоятельства их жизни различаются, — пишет Дворкин, — торг здесь идёт между равным подходом к людями и подходом к людям «как к равным».
Достижение эгалитаризма кажется особенно безнадёжным делом, если учесть, что вокруг так много неравенства между людьми. Топ-менеджеры зарабатывают в среднем почти в 300 раз больше, чем их подчинённые; миллиардеры-доноры формируют нашу политику; автоматизация производства приносит выгоды владельцам, а не рабочим; города богатеют, в то время как в сельской местности экономика стагнирует; лучшая медицинская помощь достаётся самым богатым. В политической сфере мы переживаем потерю того, что Алексис де Токвиль называл «общее равенство условий», которое, за печальным исключением рабства, однажды сформировало американское общество. И это не только о деньгах. Токвиль отмечал в 1835 году, что наша «повседневная жизнь» была эгалитарна: мы вели себя так, будто между нами нет особых различий. Сегодня у нас есть раздельные очереди за попкорном в кинотеатрах и пять классов такси в Убере; мы по-прежнему боремся с расовым, гендерным, основанном на сексуальной ориентации и другими видами социального неравенства. Неравенство повсюду, и оно унизительно. Диагноз поставлен. Почему мы не можем выбрать лечение?