До того как команда Португалии проиграла, её суперзвёздный форвард Роналду провёл захватывающий Чемпионат мира. Была потрясающая игра против Испании, где он забил три из шести мячей. Был его великолепный удар головой в игре с Марокко, в результате чего тренер португальцев
заявил, что Роналду с возрастом «как портвейн», становится только лучше. Захватывающая виртуозность! Блеск и зрелищность! Что тут может не понравиться?
Хорошо, но — помимо его краха во время последней игры, — как насчёт этого: в день матча Португалия — Испания Роналду, который играет за Реал Мадрид,
признал уклонение от уплаты €14,7 млн (около $17,1 млн) в виде налогов между 2011 и 2014 годами. Этой суммы достаточно, чтобы платить 800 штатным испанским учителям начальной школы в течение одного года или для лечения 1000 пациентов с раком молочной железы.
И Роналду далеко не единичный случай. В 2017 году его главный соперник из Аргентины Лионель Месси, который играет за Барселону,
получил 21-месячный тюремный срок (который был заменён на $2,5 млн штрафа) за такое же преступление.
В обоих случаях испанские власти признали игроков виновными в уклонении от уплаты налогов на доходы, полученные от прав на их изображение. Эти права, которые они, как и многие другие профессиональные спортсмены, передали подставным компаниям в экзотических налоговых убежищах, составляют значительную часть их доходов. Для лучших игроков планеты такие права могут стоить многие миллионы долларов в год.
То, что некоторые из самых известных в мире спортсменов обманывают налоговые органы, поначалу кажется непонятным: они должны знать, что их налоговые декларации будут тщательно изучены, а ярлык уклоняющихся от уплаты налогов, безусловно, не повышает цену их имиджа или их популярность среди поклонников.
Но, как показывают дела Роналду, Месси и многих богатых людей, фигурирующих в недавних утечках, таких как
Панамские документы и
Райское досье, уклонение от уплаты налогов широко
распространено как среди богатых достойных спортсменов, так и среди праздных рантье. Почему? Не потому что они злые люди или невосприимчивы к последствиям своих действий, а потому что за ними ухаживает глобальная индустрия уклонения от уплаты налогов.
Вас когда-нибудь приглашал швейцарский банк на турнир по гольфу в Майами или на открытие выставки в Париже? Меня нет. Но в мире «ультрабогатых людей» — живут ли они в
США,
Франции или в другом месте — регулярно. Юридические фирмы и финансовые посредники продают сверхбогатым подставные компании, офшорные банковские счета, трасты и фонды — соглашения, целью которых является сокрытие активов путём отделения богатства и дохода, который он генерирует, от его фактического владельца.
Хотя эта отрасль позиционирует себя как соблюдающую закон, во многих случаях продукты, которые она продаёт, являются незаконными, потому что люди, как правило, должны платить налоги с их доходов во всём мире (пока вы живёте в Испании, нет никакой разницы «заработали» вы на Британских Виргинских островах или в Испании), и транзакции, единственной целью которых является уменьшение налогов, как правило, нелегальны. В деле Роналду испанские прокуроры посчитали отягчающим обстоятельством то, что он
создал подставные компании с единственной целью запутать налоговиков.
Почему мы должны задуматься о доходах и налогах Роналду? Потому что они иллюстрируют нашу коллективную неспособность адаптироваться к глобализации, и уроки, которые мы можем извлечь из этого примера, распространяются не только на футбол, но и на всё остальное общество.
За последние три десятилетия выгодоприобретатели от глобализации наблюдали бум своих доходов. Права на изображение Роналду
стоят более миллиарда долларов, потому что его бренд особенно ценен для любой компании с клиентами по всему миру. Но налоговые ставки для этих выгодоприобретателей вместо того чтобы расти, резко упали. С 1930 по 1980 верхняя предельная ставка подоходного налога в США
составляла в среднем 78 процентов, сегодня 37 процентов. Вместо перераспределения выгоды от глобализации налоговая система позволила ей сосредоточиться в считанных руках. Этот путь вряд ли будет устойчивым и в экономическом, и в политическом отношении.
Но мы можем исправить это.
Нам часто говорят, что налогообложение наиболее успешных среди нас невозможно или контрпродуктивно. Но на самом деле профессиональный спорт часто показывает, насколько ошибочен этот аргумент.
Во-первых, правительства могли бы резко ограничить уклонение от уплаты налогов путём ужесточения санкций в отношении посредников, которые этому способствуют. Маловероятно, что более длительное тюремное заключение или большие штрафы отпугнут Роналду или Месси. Но отзыв лицензий у банков, оказывающих помощь уклоняющимся от уплаты налогов, и введение санкций в отношении налоговых убежищ приведёт к сокращению предложения услуг по уклонению от уплаты налогов.
После того как уклонение от уплаты налогов будет пресечено, правительства смогут облагать налогом более высокие доходы по более высоким ставкам ради общего блага. И не верьте никому, кто говорит, что это навредит экономике — эти заявления обычно имеют мало смысла. Взглянем опять на Роналду: его изображение сохранило бы свою ценность для рекламы Найк, если бы ему пришлось платить больше налогов, и это не стоило бы ему много — так что ничего плохого не произойдёт, если ему придётся платить больше. С более низким доходом после уплаты налогов он всё равно забьёт так же много голов. Вы никому не причиняете вреда, когда облагаете налогом людей типа Роналду по всему мира — вы просто делаете возможным распространение выгоды от их голов на всех.
В настоящее время Соединённые Штаты не является общепринятым образцом перераспределительной налоговой политики, но даже американцы всё ещё понимают: доходы, доходящие до небес, для спортсменов-звёзд бесполезны в целом для общества. Вот почему американские спортивные Лиги имеют либо потолок зарплаты (как в НФЛ), либо налог на роскошь (как в НБА), которые жёстко ограничивают расходы клубов на игроков.
В европейском спорте нет подобного понимания: страны заманивают лучших игроков, предлагая им привлекательные налоговые условия, а через клубы УЕФА проходят миллиарды долларов от российских олигархов без ограничений для расходов (за исключением того, сколько долгов они могут
накопить). Таким образом, в то время как неравенство в Европе в целом увеличилось
меньше, чем в Соединённых Штатах, когда дело доходит до профессионального спорта, всё наоборот.
Европейский футбол — с его уклонением от уплаты налогов, неограниченной налоговой конкуренцией и неограниченным неравенством — является одним из возможных путей для остальных обществ, другой путь — тот, который в настоящее время предпочитают Соединённые Штаты. Мы можем продолжать идти по нашему пути, или начать подражать НБА вместо того, чтобы подражать УЕФА в профессиональном спорте, как и в остальной экономике, неравенство — это выбор: политика усугубляет его или предотвращает. В одних странах дела обстоят лучше, чем в других, и мы можем учиться на опыте других и на опыте прошлого.