Если Марк Цукерберг и уборщик из офиса Facebook получили штраф за превышение скорости во время поездки домой с работы, каждый из них должен заплатить одинаковую сумму денег. Цукерберг и глазом не моргнёт, в то время как для уборщика это ощутимый удар по кошельку.
Для людей, живущих на обочине экономики, даже незначительные правонарушения могут повлечь непосильные финансовые обязательства, втягивая их в круговорот долгов и подталкивая к тюремным заключениям за неуплату. Так, в городе Фергюсон, штат Миссури, одно нарушение правил парковки со штрафом в $151
впутало афроамериканку, находящуюся на грани бездомности, в семилетнюю одиссею судебных заседаний, ордеров на арест и тюремных заключений, связанных с её неспособностью оплатить штраф.
В США практикуется равный подход к определению размеров штрафов, о чём я подробно писал в
статье для The University of Chicago Law Review. Там, где у судей есть полномочия в выборе размера штрафа, обязательные минимумы и максимумы часто связывают им руки. А некоторые штаты даже запрещают учитывать доходы того или иного лица. И даже когда судам позволено принимать во внимание финансовое положение, они часто этого не делают.
В некоторых странах применяются более разумные методы. Например, в Финляндии и Аргентине штрафы увязывают с доходами на протяжении уже почти 100 лет. Наиболее распространённый метод, «суточная пеня», привязывает размер штрафа к дневной заработной плате человека. Небольшое правонарушение, такое как выброс мусора в неположенном месте, может стоить части дневной зарплаты. Серьёзное преступление может стоить месячной зарплаты. Каждый платит одинаковую долю от своего дохода.
Для системы правосудия, основанной на равном обращении с правонарушителями, привязка штрафа к уровню дохода является вопросом базовой справедливости. Заставлять всех платить одинаковую фиксированную цену кажется беспристрастным подходом, но только если вы не берёте в расчёт последствия для плательщика. Плоская система штрафов угрожает самым бедным финансовым крахом, позволяя богатым нарушать закон без значимых последствий. Справедливость требует наказания, которое ощущается одинаково для каждого.
Плоские штрафы также не отвечают основным целям наказания, таким как возмездие и сдерживание. Наказание отчасти является выражением желания общества причинить боль тем, кто нарушает закон. Но просто шлёпать по рукам богатых преступников — насмешка над этой задачей. И хотя наказание должно предотвращать нежелательное поведение в первую очередь, плоская система штрафов сдерживает богатых меньше, чем всех остальных. Некоторые исследования
показывают, что богатые чаще нарушают закон во время вождения.
Кроме того, прогрессивные штрафы могут способствовать справедливому судебному разбирательству. Это особенно актуально в таких городах, как Фергюсон, которые лояльно обходятся с богатыми горожанами, а бедных превращают в дойных коров. Ведь город может получить больше с богатого водителя.
На бедных штрафы не всегда действуют прямо. Проблема не только в том, что небольшие правонарушения, такие как выброс мусора в неположенном месте, могут повлечь неподъёмные долги и дестабилизировать жизненное положение. Серьезные преступления, где на кону тюрьма, также сопровождаются штрафами. В результате люди, отсидевшие свой срок, зачастую имеют долги, значительно
превышающие их годовые доходы, что снижает шансы на возврат к нормальной жизни.
Прогрессивные штрафы могут даже помочь справиться с такой бедой Америки, как большое количество заключённых в тюрьмах. Сейчас трудно утверждать, что штрафы являются адекватной заменой тюремному заключению как раз потому, что тот штраф, который годится для разорения бедного, может не оказать никакого влияния на богатого. Но позволив штрафам наносить реальный удар по каждому, мы можем сделать денежное взыскание жизнеспособной альтернативой задержанию. После того как Германия перешла к прогрессивной системе штрафов, количество приговоров с малым сроком заключения
сократилось, это относится даже к таким преступлениям, как воровство и разбой.
Значит ли это, что мы должны дать оплеуху Цукербергу многомиллионным штрафом? Финляндия может и так. Там в 2015 году бизнесмен
получил штраф в размере $67 000 за превышение скорости на 14 миль в час.
У США есть небольшой опыт, говорящий о том, что прогрессивная система штрафов может сработать. На рубеже 1980-1990-х годов идея была
опробована в нескольких районах, включая Стейтен-Айленд. Этот опыт свидетельствует о том, что прогрессивные штрафы могут повысить уровень взыскания задолженности и сократить сопутствующие расходы, связанные с невыплатой, такие как ордера, аресты и явки в суд. Государственные доходы могут даже возрасти, в то же время снижая бремя задолженности по уголовному правосудию для бедных. К сожалению, эти эксперименты произошли именно в самый неподходящий момент — на волне популярности идеи ужесточения наказаний за преступления. Несмотря на успех, эксперимент оказался коротким.
Сейчас дело обстоит иначе. В ситуации процветающего национального движения по реформированию системы уголовного правосудия и борьбы с неравенством идея прогрессивных штрафов может наконец-то получить успех.