В
статье К.Г. Чагина приводятся следующие примеры.
Владимир, 2005 год. Альтернатива талонам на обед в муниципальном кафе для одиноких и малоимущих пожилых граждан. Такое кафе – единственное в городе, а введение новых точек потребовало бы слишком больших капитальных затрат. Купить обед для малоимущих в существующем кафе проще, чем построить новое.
Номинал ваучера составляет 40 рублей, на человека выдаётся от 30 до 45 штук в квартал в зависимости от дохода. За тестовый период выходит более 150 клиентов и 500 тысяч рублей бюджетных средств. В 2006 году программа продолжается, номинал ваучера увеличивают до 50 рублей, а к отбору допускают всех заявившихся поставщиков.
Проблема. При отборе поставщиков ещё не существовало чётких критериев, поэтому чиновники руководствовались собственными сомнительными соображениями: одному заявителю было отказано, потому что его столовая расположена на втором этаже. У другого заявителя оказалась не слишком вкусная еда. Оба основания противоречили принципу ориентации на предпочтения потребителей и стали административным барьером на пути реализации программы.
Арзамас, 2006 год. Социальные ваучеры появляются как альтернатива местам в детских садах. Мотив тот же, что и во Владимире: затраты на строительство новых детских садов гораздо больше, чем оплата ежемесячного содержания одного ребёнка в уже существующем саду. Родителям в очереди предлагают сертификаты номиналом 1700 рублей на услуги, заменяющие детсад. Эта сумма — размер месячного бюджета на обслуживание одного ребёнка в детском саду Арзамаса. И это очень мало: для коммерческих поставщиков номинал оказывается неинтересным. К марту 2007 года в программе участвуют шесть частных нянь, одна некоммерческая общественная организация и всего 22 ребёнка. В очередях в детские сады Арзамаса на тот момент стоят 130 детей.
Проблема. Выход на работу родителей, которые освобождены от дневной заботы над ребёнком, не делает жизнь лучше: значительная часть заработка уходит на доплату няням.
Преимущество. Возможность складывать субсидию с собственными средствами. Но это становится недостатком, когда государство рассчитывает компенсировать часть необходимых затрат за счёт получателя ваучера.
Чайковский район Пермского края, 2006 год. Ваучеры появляются для социально-бытового обслуживания на дому пожилых людей и инвалидов. Они предназначены для 96 человек, приписанных к районному Центру социального обслуживания (ЦСО), которые имеют право на полностью бесплатное получение надомных услуг. Номиналы ваучеров — от 640 до 2040 рублей в зависимости от степени утраты способности к самообслуживанию, числа членов домохозяйства и степени благоустройства жилья. Из четырёх участвующих поставщиков 95 ваучеров получает один — сам ЦСО. Эксперимент длится всего два месяца, а общая стоимость программы составляет 242 тысячи рублей.
Проблема. Нуждающиеся часто привязаны к своим постоянным попечителям, что провоцирует стигматизацию коммерческих организаций и сужение выбора вопреки принципу повышения конкуренции.
Города Волжский и Камышин Волгоградской области, 2007 год. Социальные ваучеры вводятся для покупки продуктов питания гражданам в трудной жизненной ситуации. В Волжском участие в программе принимают всего два поставщика, в Камышине – один. Номинал одного ваучера составляет 50 рублей, на домохозяйство полагается от 350 до 1050 рублей в полугодие в зависимости от количества членов домохозяйства. Общая стоимость программы — 1,5 млн рублей в Волжском и 500 тысяч в Камышине. Деньги выделяются из областного бюджета.
Преимущество. Раньше по конкурсу продовольствие закупал Территориальный центр социального обслуживания. Закупка, хранение и раздача продуктов для ТЦСО была сложным делом, а в стандартных наборах продукты вызывали вопросы: сахар полагался даже диабетикам, а крупы и тушёнка бывали просроченными.
Проблема. Затягивание с перечислением оплаты и избыточные требования к заявителям. Например, нет необходимости требовать от поставщика отсутствия задолженности по налогам, потому что ваучер не предполагает авансовых платежей, которые могли бы уйти в счёт погашения долгов.