В январе 2015 года Джереми Уолдрон, политический философ из Школы права Нью-Йоркского университета, прочитал серию лекций в Эдинбургском университете о фундаментальной природе человеческого равенства. В начале он решил раззадорить аудиторию. «Взгляните вокруг, — заявил он, — и посмотрите, как много между вами различий». В аудитории были молодые и старые, мужчины и женщины, красивые и некрасивые, богатые и бедные, здоровые и немощные, люди статусные и простые. Теоретически, отметил Уолдрон, в аудитории могли бы оказаться «военнослужащие и гражданские, беглецы, осуждённые и законопослушные граждане, бездомные и владельцы недвижимости» — «даже банкроты, младенцы и душевнобольные», и у всех были бы разные юридические права.
В своей книге «One Another’s Equals: The Basis of Human Equality», основанной на этих лекциях, Уолдрон отмечает, что люди также различаются по своим навыкам, опыту, изобретательности и добродетели. Он задаётся вопросом, в каком смысле мы вообще можем говорить о равенстве, учитывая такие существенные различия. Уолдрон верит в фундаментальное равенство людей, но, будучи философом, он хочет понять, почему он в это верит.
Согласно Декларации независимости, самоочевидно, что все люди созданы равными. С другой стороны, очевидно как раз то, что мы все не равны. Десять лет назад Дебора Соломон спросила Дональда Трампа, что он думает об идее о том, что «все люди созданы равными». Трамп ответил: «Это неправда». «Кто-то рождается умным, кто-то нет, кто-то красивым, кто-то нет, так что ни о каком равенстве от рождения не может быть и речи». Трамп признал, что все люди равны перед законом, но в заключение заметил, что фраза «Все люди созданы равными» — слишком запутанная для многих людей. Согласно опросам 2015 года, с ним согласны больше 20% американцев: они считают, что утверждение «Все люди созданы равными» ложно.
С точки зрения Уолдрона необязательно выбирать одно из двух; людей можно рассматривать как равных и неравных одновременно. Общество может разделять своих граждан на категории — законопослушные и преступники, гении и посредственности — и в то же время допускать некий принцип базового равенства в своих суждениях о людях, которые могут иногда меняться. Эгалитаристы вроде Дворкина и Уолдрона называют этот принцип «глубинным равенством». Именно оно позволяет нам считать, что даже те люди, которые заслуженно имеют особую ценность для общества, — герои, сенаторы, поп-звёзды — всё же в каком-то фундаментальном смысле ничем не лучше, чем любой другой человек. По той же причине, говорит Уолдрон, глубинное равенство позволяет видеть даже в самом омерзительном убийце члена человеческого рода «со всем достоинством и статусом отсюда вытекающими». Глубинное равенство — помимо прочего — подсказывает нам, что неправильно изолировать детей мигрантов в тюрьмах вне зависимости от их правового статуса. Уолдрон хочет найти источник этого глубинного равенства.
В своём исследовании он рассматривает многовековую интеллектуальную историю человечества. Многие мыслители, от Цицерона до Локка, утверждали, что равными нас делает способность к разумному мышлению. Но разве эта способность сама по себе не распределена неравным образом? Другие мыслители, включая Канта, уповали на наше моральное чувство. Но не сводит ли этот признак равенство к добродетели? Некоторые философы, такие как Иеремия Бентам, предполагали, что равными нас делает способность страдать. Но многие животные также могут страдать. Другие предлагали способность любить. Но как быть с эгоистами? На практике нам бы очень помогло определение чёткой основы для глубинного равенства. Если, скажем, оно основано на способности страдать, то Майкл и Анджела, должны спокойно поощрить свою дочь Алексис, которая рискует ослепнуть, дополнительной долей наследства. Однако Уолдрон не считает ни один из этих вариантов полностью убедительным.
В различных религиозных традициях, отмечает Уолдрон, равенство проистекает не только из того положения, что человек создан по образу и подобию бога, но и из того, что в каком-то смысле каждый из нас является героем эпопеи об ошибках, их осознании и искуплении: мы равны, потому что бог заботится о том, как всё обернётся для каждого из нас. Он замечает, что атеистам тоже не чужда мысль о равенстве как идее о том, что каждый из нас проживает свою собственную жизнь. Самого Уолдрона занимает концепция «натальности» Ханны Арендт — объединяющее всех нас представление о том, что каждый рождается «новичком», приходящим в мир «со способностью начинать что-то новое, действовать». Сама Арендт скептически относилась к поискам доказательств равенства; по её мнению, Холокост показал, что «нет ничего святого в абстрактной наготе человеческого бытия». Если это верно, то равенство может оказаться вовсе не самоочевидным свойством человечества, а рукотворным социальным конструктом, который мы пытаемся претворить в жизнь на практике.
В конце концов Уолдрон приходит к выводу о том, что нет «маленькой отшлифованной единой душеподобной субстанции», которая делала бы нас равными; есть только пёстрый набор аргументов в пользу нашего глубинного равенства, убедительных в общем, но ограниченных индивидуально. Равенство — это составная идея, связывающая наши взаимодополняющие и конкурирующие интуиции.