Этим механизмам соответствует шесть факторов роста неравенства в большинстве развитых и развивающихся стран: глобализация, технологические изменения, рост сектора финансовых услуг, изменение норм оплаты труда, снижение роли профсоюзов, сворачивание политики перераспределения доходов с помощью системы налогов и трансфертов. Аткинсон сознательно не включает в этот список фактор иммиграции, ссылаясь на исследование, согласно которому его вклад в рост неравенства в последние 25 лет составил 4−6%.
Теперь можно сформулировать основной посыл всей книги:
«…мы рискуем создать впечатление, что неравенство растёт за счёт факторов, находящихся вне нашего влияния. Вместе с тем далеко не очевидно, что они не поддаются контролю или являются экзогенными для нашей экономической и социальной системы. Процессы глобализации — это результат решений, принятых международными организациями, национальными правительствами, корпорациями и частными лицами — будь то производители или потребители. Направление технологических изменений является результатом решений, принятых коммерческими структурами, исследователями и правительствами. Возможно, что рост финансового сектора был обусловлен необходимостью удовлетворить потребности стареющего населения, нуждающегося в инструментах, обеспечивающих ему достойную жизнь после выхода на пенсию. Однако форма, в которую были облечены такие услуги, а также порядок регулирования финансовой отрасли стали предметом политических и экономических решений».
То есть если есть силы, вызывающие рост неравенства, то возможны и противонаправленные меры. Ни один из факторов роста неравенства не является убийственным аргументом в пользу его неизбежности, все упомянутые механизмы можно прокрутить обратно. Нужно лишь понять, как именно и какова цена вопроса.
Основная часть книги посвящена описанию и обоснованию
пятнадцати программных предложений и пяти перспективных идей самого Аткинсона. Все они находятся в рамках умеренного социал-демократического подхода без претензии на радикальный пересмотр социальных отношений. Он пишет их для Великобритании, иногда с оглядкой на США, что особенно заметно в части предложений о правах профсоюзов и подоходном налоге. Однако многие доводы имеют универсальное значение. Минимальная заработная плата и производительность труда, роботизация и базовый доход, государственный долг, уровень социальных расходов и дефицит бюджета — здесь есть примерно всё, чего вы ожидаете от большого содержательного разговора об экономическом неравенстве с учёным, который собаку съел на этом вопросе.
Среди прочего Аткинсон замечает, что рыночная конкуренция не способствует выравниванию ставки дохода по сбережениям с нормой прибыли на вложенный капитал. Многие читатели Пикетти недоумевали, узнав, что доходность капитала превышает рост экономики (r > g), потому что их процентные ставки по вкладам с учётом инфляции находятся в районе 0%, в то время как рост экономики в стране выше 2%. Объяснение, конечно, кроется в том, что «доходность от мелкой собственности гораздо ниже доходности от крупной собственности», то есть всю положительную доходность забирает сектор финансовых услуг. Это намечает фундаментальное ограничение дерегулированного рынка: все люди не просто никогда не станут капиталистами, но даже элементарное участие в пенсионных программах не может быть прибыльным сразу для всех на рынке.
Главная претензия к регулированию — угроза экономическому росту и эффективности экономики. В действительности у нас нет необходимости выбирать между равенством и эффективностью. Эта дилемма происходит из классической теории экономики всеобщего благосостояния, которая начинается с теоремы о равновесии рынка в условиях совершенной конкуренции. Как показывает Аткинсон, в условиях реальной экономики, которая допускает монополистическую конкуренцию, государственное вмешательство может и не уменьшать «размер пирога». Напротив, государственные усилия по поощрению равенства могут положительно сказываться на росте.
В этом месте Аткинсон демонстрирует пределы своего подхода к изучению неравенства. В тот момент, когда стоило бы посмотреть эмпирические данные о влиянии государственных мер на рост, он признаётся: «После долгих исследований реальных последствий государственной политики я осознал, как трудно повлиять на мнение людей, в чьих головах засела теоретическая конструкция, формирующая их убеждения в этом вопросе». Другими словами, где-то в этом месте и проходит граница между наукой и идеологией, которую он не готов переходить. При этом он не отказывается от теоретического анализа возможных последствий.
В то же время Аткинсон делает смелый шаг и предлагает задуматься над тем, какой долей экономического роста мы готовы пожертвовать ради увеличения равенства. Рост и благосостояние — не одно и то же, потому что быстрорастущая страна может оставаться в основной своей массе бедной. Аткинсон пытается показать, что окончательного решения дилеммы «пирога» и равенства не существует, потому что это ложная по своему духу дилемма.