В 1971 году вышла знаменитая «Теория справедливости» — opus magnum гарвардского профессора Джона Ролза. Она мгновенно спровоцировала множество исследований и публикаций о справедливости и распределении и сделала автора одним из самых цитируемых современных философов. В последующие десятилетия основания либерализма получили невиданную проработку именно на ролзовских дрожжах.
Ролз задаётся фундаментальным вопросом о справедливом распределении социальных и экономических благ. Для того, чтобы ответить на него, он предлагает мысленный эксперимент.
Представим, что все люди находятся в некотором исходном положении, в котором «никто не знает своего места в обществе, своего классового положения или социального статуса, а также того, что предназначено ему при распределении природных дарований, умственных способностей, силы и так далее. Я даже предположу, что стороны не знают своих концепций блага или своих психологических склонностей» (цитата по печально известному
единственному русскому переводу книги).
Ясно, что суть исходного положения заключается в том, что каждый находится за «занавесом неведения» и ничего не знает о своих и чужих случайных преимуществах, то есть все остаются в некотором смысле честными друг перед другом. Какие принципы справедливости выберут люди в этой гипотетической ситуации?
По Ролзу единогласно будет принято, что:
1) У каждого человека есть равное право на совершенно удовлетворительный набор равных основных свобод, который совместим с подобным набором свобод для каждого.
2) Общественные и экономические неравенства должны удовлетворять двум условиям. Во-первых, они должны быть привязаны к должностям и постам, открытым для всех при условии честного равенства возможностей. Во-вторых, они должны приносить наибольшую пользу наименее обеспеченным членам общества.
Заметим, что Ролз в принципе допускает неравенство.
Амартия Сен трактует это как уступку представлениям о необходимости экономических стимулов, тогда как
Уилл Кимлика, напротив, считает, что Ролз допускает слишком мало неравенства. Есть мнение, что Ролз подгоняет свою конструкцию исходного положения под заранее интуитивно принятые им принципы. Здесь мы не будем вдаваться в обзор обширной критики Ролза без потерь для нашего основного вопроса.
В первой части второго принципа утверждается, что если неравенство и допустимо, то только при наличии у всех права на честную попытку, то есть при равенстве возможностей. Это условие лишь задаёт «верхнюю границу» неравенства: вряд ли ролзовский либерал будет готов признать неравенство, вытекающее из привилегий в распределении должностей. Это и есть равенство возможностей, о котором мы говорим. Но Ролз считает его принципиально недостаточным для справедливого распределения, поэтому добавляет вторую часть второго принципа, так называемый «принцип различия».
Дело в том, что сформулированный таким образом принцип равенства возможностей игнорирует важный источник неравенства — лотерею природы. В этом его главное мягкое место. Человек не участвует в выборе своих природных данных. Мы можем поддерживать здоровье, развивать физическую силу и интеллект и иногда даже менять пол, но мы не отвечаем за стартовое состояние этих параметров, данных от рождения, которые безусловно влияют на наши возможности.
Принцип различия должен предоставить своего рода гандикап физически или умственно слабым, чтобы устранить их неравенство с прирождёнными атлетами тела и ума. Хотя никто не заслужил право извлекать выгоду из своих природных способностей, такие выгоды всё-таки можно допустить, если они работают на благо тех, кто оказался обделён природой. Иными словами, Ролз предлагает восполнить это порочное упущение «природной лотереи» в концепции равенства возможностей своим принципом различия, по которому часть незаслуженного таланта перераспределяется в виде общественного блага в пользу наименее обеспеченных. Согласитесь, что это уже не соответствует мейнстримному приоритету равенства возможностей.
Но даже такая компенсация не обеспечивает удовлетворительного сглаживания последствий природной случайности. Фактически Ролз предлагает лишь принцип «максимина»: при прочих равных самой справедливой схемой распределения будет та, в которой наименее обеспеченные получат наибольшее количество благ среди других схем. Но даже при совершенном равенстве возможностей на приобретение социальных и экономических благ незаслуженные привилегии сохраняются, так как человек со слабым здоровьем может вести полноценный образ жизни, но на это ему заведомо понадобится больше ресурсов, чем здоровому от природы человеку. Как мы понимаем, отсутствие дискриминации ещё не есть компенсация.
Если в отношении «природной лотереи» принципа различия оказывается недостаточно для оправдания приоритета равенства возможностей, то в другой своей крайности принцип различия наносит по нему смертельный удар.