Как отмечают Хуфе, Канбур и Пейчил, интуитивная сила разделения между обстоятельством и усилием в разграничении справедливого и несправедливого изменения дохода очень ясна. Но это не единственное моральное ощущение, когда речь идёт о распределении доходов. Представьте, что вы раздаёте суп. Во время того, как нищие плетутся к вам, и вы протягиваете руку с супом, вам сообщают, что разрушительные последствия, которые вы видите перед собой, является результатом усилий, а не обстоятельств, что у человека перед вами было «хорошее начало» в жизни, но он «уничтожил его» в результате собственного выбора. Убрали бы вы руку и не выдали бы суп? Если нет, то, очевидно, какое-то другое моральное ощущение отсекает аргумент о равенстве возможностей.
Хуфе, Канбур и Пейчил называют это требованием «свободы от бедности». Таким образом, нормальное распределение доходов должно отражать оба фундаментальных моральных принципа. С одной стороны, отдельные лица должны нести ответственность за решения, находящиеся под их контролем. С другой стороны, должно быть ограничение снизу для критических последствий выбора. Таким образом, общий показатель неприемлемого распределения доходов, который мы могли бы назвать несправедливым неравенством, должен сочетать «равенство возможностей» и «свободу от бедности».
Хуфе, Канбур и Пейчил представляют немного другую позицию. Они также предлагают делить неравенство на две части, но выделяют несправедливое неравенство исходя из этических принципов. Они отмечают, что полное равенство доходов нежелательно по ряду причин, включая влияние перераспределения на стимулы. Ссылаясь на работу нобелевского лауреата Джеймса Миррлиса, они указывают, что можно установить рамки, в которых идеал эгалитаризма может быть согласован с ограничениями стимулов.