Большинство транспортных экспертов описывают бесплатный общественный транспорт в терминах полезности, эффективности и вклада в экономический рост (или отсутствии такового). Идея отмены платы за проезд критикуется как угроза финансовой стабильности общественного транспорта. Свободный доступ к автобусам и трамваям снижает доходы и увеличивает затраты на поддержание безопасности, возникающие в связи с растущим спросом. Как объясняет администратор транспорта из Монпелье (Франция), отсутствие платы — это политика, «лишающая общественный транспорт ресурсов, жизненно необходимых для его развития». Более того, согласно мнению многих экономистов, общественный транспорт должен функционировать как самоокупающееся и коммерческое предприятие, подчинённое рыночным механизмам.
Бесплатный общественный транспорт таким образом оказывается «ложной хорошей идеей», основывающейся на иллюзии, что «есть товары и сервисы, не имеющие стоимости». Другими словами, снижение цены до нуля якобы умышленно обесценивает услугу как для операторов, так и для пассажиров. Наконец, бесплатный общественный транспорт часто изображают просто безумной идеей. Ведь предполагается, что плата служит не только средством получения прибыли, но также и механизмом контроля поведения пассажиров. Не тратя денег на билеты пассажиры стали бы совершать поездки, которые инженеры посчитали бы маловажными, «непродуктивными» и даже «бесполезными». Будем откровенны: только существование билетов оберегает пассажиров от безумия.
Однако, некоторые аналитики замечают, что отмена платы может помочь уменьшить как личные затраты пассажиров, так и затраты на оснащение транспорта. Избавление от различных приспособлений, призванных продавать, валидировать и контролировать билеты сберегает деньги. Упраздняются траты на кассы, камеры видеонаблюдения, инкассацию и банковские услуги. Не платится и комиссия продавцам билетов, с бумаги или электронных билетов и за бухгалтерские услуги.
В тоже время, потерянные доходы с билетов обычно составляют только часть общего бюджета общественного транспорта. Это значит, что действительные издержки на поддержание системы общественного транспорта и инвестиции в него никогда полностью не покрываются пассажирами, субсидии здесь играют куда более важную роль.
Эти аргументы подкрепляются опытом Таллина и Обани. До того, как Таллин перешел к полностью бесплатной системе, только треть расходов на эксплуатацию общественного транспорта покрывалась доходами с продажи билетов, в то время как оставшиеся две трети обеспечивались прямыми муниципальными субсидиями. Здесь важно отметить, что бесплатный проезд предлагался только зарегистрированным резидентам города.
Как результат, между маем 2012 года (7 месяцев до отмены платы за проезд) и маем 2016 года число резидентов Таллина выросло с 415 до 440 тысяч человек, очевидно привлечённых доступом к бесплатному проезду. Так как эстонские муниципалитеты имеют право собирать часть налогов с дохода резидента, а средний налоговый вклад на резидента в бюджет города составляет 1600 евро в год, рост числа зарегистрировавшихся жителей на 25 тысяч человек означает получение 40 миллионов евро дополнительных доходов в год. Это хорошо покрывает как потерю доходов с продажи билетов (12,2 млн евро) и дополнительные инвестиции в ответ на увеличение пассажирского спроса (11,7 млн евро). Как результат, вместо потери доходов Таллин приобрел дополнительные 16,3 млн евро в год.
В Обани доходы с продажи билетов был даже ниже (8,6% операционного бюджета), а проезд «зайцем» был обыденностью. Переход к бесплатному транспорту позволил местным властям увеличить versement transport — налог, который французские муниципалитеты могут собирать с местных фирм, где заняты более одиннадцати наемных работников. Согласно законам Франции, этот налог мог быть увеличен с 1,05% до 1,8% после связывания частей транспортной сети города новой трамвайной линией воедино, что было неотъемлемой частью проекта по переходу к бесплатному общественному транспорту, но представляло ценность и само по себе. Увеличение транспортного налога позволило получить дополнительные 5,7 млн евро, что вместе с снижением операционных издержек (160 тысяч евро) многократно покрыло расходы на отмену платы за проезд (1,57 млн евро).