В таких странах, как Франция, Италия или Греция, где благодаря богатой экономике можно снизить пенсионные расходы и тем самым уменьшить нагрузку на экономику, правительство всё равно обеспечивает большую долю расходов на пенсии по отношению к ВВП, чем Россия. А значит, расходы российской пенсионной системы не являются чем-то экстремальным.
Может быть, дело в размере поступлений в пенсионный фонд? И здесь прокремлёвским пропагандистам приходится идти на очередное лукавство. Они пытаются убедить нас, что при в целом профицитном бюджете невозможность наполнить пенсионный фонд с помощью социального налога является серьезной проблемой.
В семейном бюджете вы можете раскладывать свои доходы по разным кошелькам, каждый из которых имеет своё назначение. И если расходы по одному кошельку превышают размер суммы, которую вы в него кладёте, вам приходится каждый раз перекладывать деньги в этот кошелёк из другого, для которого расходы меньше. Но при этом, если в целом по всем кошелькам расходы остаются равными доходам, то это не проблема для семьи. С точки зрения защитников повышения пенсионного возраста, это серьёзная проблема, поэтому надо сокращать расходы для одного кошелька. С точки зрения простой логики, надо класть больше денег туда, где больше расходы, и меньше денег туда, где расходы меньше, с самого начала. Это не дыра, а проблема правильного учёта и распределения доходов и расходов в созданной системе.
Страны имеют разные налоговые системы, и при соизмеримости налоговых нагрузок на экономику отдельные типы налогов и поступления по ним могут сильно отличаться. Многие страны для обеспечения пенсий применяют целый ряд налогов. Например, во Франции для обеспечения пенсий налогами облагаются как работники, так и работодатели. По обязательной государственной пенсионного схеме, которая обеспечивает до 50% пенсии, применяются суммарные ставки около 15% с потолком в € 3 311 и дополнительно 2% без потолка. Кроме этого во Франции существуют дополнительные схемы и налоги, которые
обеспечивают ещё 50% пенсии.
В России так же, как во Франции, установлена регрессивная система: богатые платят в пенсионный фонд меньшую долю со своих доходов, чем бедные. Российская же власть установила ставку социального налога в размере 22% для налогооблагаемой базы ниже 1 021 000 (это соответствует месячной зарплате порядка 85 тысяч рублей), а для доходов свыше базы применяется
ставка 10%. Учитывая большой теневой сектор и высокий уровень неравенства в доходах по меркам развитых стран, неудивительно, что в России сборы по этому налогу не позволяют наполнить пенсионный фонд. Но, как и в случае с высоким отношением числа пенсионеров к работающим, ответственность за существующую систему лежит на власти.
У пенсионной системы есть множество взаимосвязанных параметров: демографическая нагрузка, средний размер пенсии, нагрузка на экономику, отношение числа пенсионеров к работающим и так далее. Поэтому даже в одних и тех же условиях есть несколько возможностей для изменений. Увеличить пенсию можно и за счёт подъёма пенсионного возраста, и за счёт сокращения льгот, позволяющих выходить на пенсию раньше, и с помощью увеличения налогов. Как результат, у каждой страны есть свой набор характеристик пенсионной системы. Но страны можно сравнить друг с другом с точки зрения социального обеспечения в целом.
Как видно из цифр, в России не самые тяжёлые условия с точки зрения демографических показателей и отношения пенсионных расходов к ВВП по сравнению с другими странами, но значительно ниже пенсии и ожидаемая продолжительность жизни на пенсии.
Очевидно, что с точки зрения социального обеспечения Россия позади таких стран, как Франция или Италия. Повышение пенсионного возраста не является результатом действительно непреодолимых проблем. Истинной целью властей является сохранение своих социальных обязательств на меньшем уровне. Поэтому пропаганда пытается убедить нас, что реформа продиктована обстоятельствами непреодолимой силы.