В дискуссиях о растущем неравенстве в качестве меры борьбы с ним часто упоминают прогрессивное налогообложение. Как показывают новые исследования, прогрессивное налогообложение и другие перераспределительные меры являются скорее костылём, чем лекарством против растущего расслоения в обществе.
Государственную политику по сокращению неравенства можно разделить на две категории. Первый подход — это снижение неравенства доходов через налоги, трансферты и другие государственные расходы, которые способствуют более низкому постналоговому неравенству. Прогрессивная система налогообложения является одной из таких мер. Этот подход называется политикой перераспределения. Как отмечают авторы статьи, доналоговое неравенство рассматривается как данность в основном в литературе по экономике. В результате политические методы сокращения неравенства в значительной степени опираются на различные комбинации налогов и трансфертов в предположении, что поведенческая реакция на них не приводит к существенным негативным экономическим эффектам (это общая логика публикаций по оптимальной налоговой политике).
Однако государственная политика может также влиять на распределение доходов и до налогообложения — авторы называют это «предраспределением». Некоторые отмечают важность политики в области образования или минимальной заработной платы. Пикетти, Саез и Станчева отмечают роль коллективного договора. Иногда рост неравенства связывают с международной торговлей и научно-техническим прогрессом. Кроме того, налогообложение и трансферты могут также влиять на доналоговый доход либо через изменение стимулов к переговорам, либо через различную динамику накопления капитала. Хотя эти факторов, как известно, влияют на неравенство, отсутствие достаточного объёма данных с необходимым историческим и сравнительным охватом ограничивает возможности оценки и сравнения долгосрочного воздействия на неравенство различных подходов государственной политики.
Авторы статьи получили исторические ряды постналоговых доходов для Франции с 1900 года путём объединения данных по национальным счетам, административным налогам и обследований домохозяйств. Они разработали модель микросимуляции. В результате постналоговые ряды доходов являются годовыми, полностью соответствуют макроэкономическим агрегатам и охватывают всё распределение доходов от нижнего до верхнего процентиля.
Как отмечают авторы, цель анализа состояла в том, чтобы лучше понять дифференцированное воздействие государственной политики на неравенство с течением времени в разных странах. Чтобы использовать межстрановые различия по неравенству до и после налогообложения, они сравнивали данные из Франции и США. В рамках этого исследования разработан простой статистический метод отделения вклада перераспределения от предварительного распределения или любых других внешних факторов с целью объяснения наблюдаемых долгосрочных тенденций в неравенстве по времени и странам.