Спецпроект

Есть разница

Почему нам приходится меряться зарплатами и при чём здесь социальное неравенство
Распределение зарплат по Москве
Профессия

Учитель географии


Александр, 30 лет
Профессия
Учитель географии
Александр, 30 лет
Зарплата в школе

26 000 руб


График работы

5/2

27 часов в неделю


Зарплата учителя + стипендия для молодых педагогов

88 000 руб




Зарплата в % от медианы

193%


Зарплата / прожиточный минимум

8.4 раза


Средняя зарплата учителей по Москве

66 957 руб
О зарплатах

Я работаю пять дней в неделю. Всего получается так: 24 часа — уроки, 2 часа — кружок, 1 час — электив, то есть дополнительный урок для тех, кто сдаёт экзамен.

Есть три учительских ступени: отсутствие категории, первая категория и высшая. У меня первая, и за неё мне доплачивают три тысячи каждый месяц. Ещё на мне классное руководство. В том году у меня вообще не было ни класса, ни полной ставки в школе, и я получал меньше, но и нагрузка была меньше почти на десять часов.

Каждые пять лет мы должны проходить аттестацию, то есть подтверждать ту категорию, что есть, или же шагать выше. Моя аттестация будет в 2019 году, и я хочу выше, но для этого необходимо, чтоб у тебя были разные заслуги перед отечеством. (смеётся)

Нужно не только участвовать, например, в научно-практических конференциях, но и чтобы твои ученики показывали положительную динамику сдачи ОГЭ и ЕГЭ, чтобы занимали места на олимпиадах. Кстати, за муниципальный этап Всероссийской олимпиады нам платят очень фиксировано и очень прозрачно: за призёров по две тысячи, за победителей, кажется, по три или три с половиной тысячи рублей. Отдельно платят за сопровождение детей на олимпиаду.

Если учебное заведение входит в топ-300, то можно получить категорию по упрощённой системе внутри своей школы. Если входит в топ-100, там ещё проще как-то всё делается. Наша школа, кажется, входит только в топ-400.

Даже вне категории зарплата во многом зависит от эффективности работы. В прошлом сентябре мы заполняли специальную бумагу за весь предыдущий учебный год, там было много всяческих критериев. Всё хорошее, что ты сделал для школы, рассчитывается по какому-то коэффициенту, и в следующем году тебе будут за это фиксировано выплачивать деньги. То есть, если ты участвовал в акциях, мероприятиях, водил детей на экскурсии, то тебе надо всё посчитать и написать: столько-то того-то и того-то. Если не готовил никого к ОГЭ, ЕГЭ — ставишь прочерк. Если не брал больничный ни разу, то тебе обязательно что-то подкинут — ты, вроде как, надёжный работник.

Отпуск наш длится 56 дней. Рассчитываются отпускные таким образом: берётся средняя зарплата за год со всеми надбавками, выводится среднее арифметическое. Из расчёта, что ты на два месяца уходишь в отпуск, тебе выделяют двухмесячную среднюю годовую зарплату. В Москве до сентября хватает (смотря, конечно, как жить). Когда я жил в Твери, то не хватало. Моя жена осталась там, тоже работает учителем географии, и при той же нагрузке, что и у меня, получает 25 тысяч — это самый потолок. В этом месяце получила 18. При этом между Тверью и Москвой — полтора часа в экспресс-поезде.

Тверь — Москва

У меня географическое образование, я окончил специалитет. Но у меня есть дополнительный диплом — я параллельно учился ещё и на педагога в своём вузе в Твери. В итоге получил два диплома: географ и преподаватель географии.

В школу я пошёл работать не сразу. В 2009 году я закончил университет и остался на кафедре, хотел писать диссертацию. Потом получил ставку старшего преподавателя и проработал там шесть лет. Школьным учителем стал в 2012 году, параллельно работая в вузе.

Я всё время раздумывал, хотел что-то поменять. Поначалу хотел защищать кандидатскую, думал, может, в университете останусь. А потом понял, что жить так — просто нереально. Вот буду я старшим преподавателем до сорока лет на ставке 8500 в месяц… В школе я тоже получал около 10 тысяч за неполную ставку. А у меня ведь семья. Так что я благополучно сдал кандидатский минимум, а дальше не пошло.

К тому моменту, как я попал в конкурсную программу для молодых педагогов (мы убрали название по просьбе героя. — прим.ред.), я почти решил уйти из университета и остаться только в школе: я работал с детьми уже три года, мне это нравилось. А потом подвернулась программа, и я подумал: «Нифига себе! Можно прокачаться по теме преподавания, да ещё и деньги платят. Плюс в Москву переберусь». Как только прошёл, сразу отовсюду уволился.

Стипендия для молодого учителя

Наша программа была рассчитана на два года. Суть проекта в том, что молодой специалист, выпускник какого-нибудь престижного вуза, направляется в школу со сложным социальным контекстом, где дети не хотят учиться или где родителям наплевать, что происходит с детьми. И такой молодой активный преподаватель приходит и сразу преображает школу: работает с детьми по-особому, придумывает новые формы уроков.

Не во всех школах нововведения проходят гладко, но в целом учителям дают большую свободу. Но на самом деле никто ничего особенно нового не придумывает: например, у нас были ребята, которые проводили занятия в кабинете без парт, чтоб дети могли посидеть на полу. Кто-то вводит на уроках какие-то игровые формы. Но чаще такие педагоги — просто молодые люди, которые очень «про детей».

Они стараются на своём примере показать детям, что учиться — хорошо и прикольно. Например, человек до программы работал юристом. Он приходит в школу и говорит: «Ребята, я буду вести у вас обществознание». Идея проекта в этом и состоит — вдохновлять.

Интересно, что большая часть учителей совершили сильный поступок — сделали шаг вниз. У многих была высокооплачиваемая работа, жизнь в Москве или Питере, а их забросили куда-нибудь в Воронежскую область, в маленький провинциальный городок учителем обычной школы. Для них это было трудно. А у меня получилось так, что я шагнул наверх: работал в тверской школе, а попал в московскую.

Моя нынешняя школа не со сложным социальным контекстом. Когда эта программа запускалась, у организаторов были какие-то проблемы, они не смогли для всех найти сложные школы. Поэтому многих отправили туда, где директора просто были согласны. Вот наш в 2015 году согласился, хотя здесь и нет никаких супер-трудных детей.

Нас в течение двух лет постоянно поддерживали, в том числе методически. Раз в полгода у нас есть общее собрание, куда приглашаются учителя, психологи, чиновники из министерства образования. Два года мы параллельно обучались во ВШЭ по программе профессиональной переподготовки, и теперь все, у кого не было нужного образования, официально стали педагогами. Это была бесплатная программа. И стипендию теперь получает каждый участник.

Весь курс проходил дистанционно. Нам присылали задания, мы всё выполняли и отправляли. Например, урок на видео нужно было снять, книжки почитать, ответить на какие-то вопросы, а где-то два раза в год нас просили направлять планы уроков. Всё очень непринуждённо. Но защиту выпускных работ организаторы сделали очень серьёзной. Мы долго готовили наши проекты, была комиссия из сферы образования.

У меня был проект, посвящённый информационно-коммуникационным технологиям на уроках географии. Про то, как использовать Интернет и разные крутые приложения, чтобы наглядно показывать природные, социальные и экономические процессы, которые происходят на Земле.

Сейчас моя программа кончается. В июле я получу последнюю стипендию, а дальше всё — только на зарплате.

О перспективах

Я ещё думаю, оставаться в своей школе или уходить. Но я пока не нашёл никаких вариантов. Очень хочется работать поближе к Твери — может быть, в Зеленограде, так как ездить домой ближе. В Твери многие так делают. Всего за час ты доезжаешь до Зеленограда, а зарплата уже московская. На проезд будет уходить около семи тысяч, но это всё равно не отбивает желание. В Москве можно получать 40−50 тысяч, а в Твери за ту же работу — 25−30 тысяч.

Так или иначе, на ближайшие годы я точно остаюсь в школьной системе. Из перспектив — какая-нибудь административная должность, например, завуч. Потом, может быть, директор. Но я не знаю. Про директора я пока совсем не думаю — гляжу на московских директоров, а они все живут как на пороховой бочке. И очень быстро меняются, даже у нас поменялся недавно.

В любом случае, я точно буду в образовании. Никуда я больше не денусь, поздно уже. Но я и не хочу уходить. Умел бы я что-то делать, но я и не умею ничего другого. (смеётся)

Тут я, кажется, себя нашёл. Может быть, только поменяю школу. Хорошо, что здесь есть возможность делать то, что мне нравится, и получать за это человеческие деньги.

Вообще, конечно, сейчас я себя ощущаю гораздо свободнее, чем раньше. Одно дело, когда за работу ты получаешь 50 тысяч, и совсем другое, когда ты получаешь 20. Но стипендия кончается, а в Твери мы собираемся брать ипотеку, поэтому в ближайшие годы я снова буду чувствовать себя несвободно.
Справка
Молодые учителя чаще приходят в школу не за зарплатой, но из педагогического энтузиазма. Со временем надежды на профессиональный рост сменяются недовольством своими материальными возможностями — старшее поколение учителей может засвидетельствовать отсутствие перспектив. Об этом говорят результаты совместного исследования НИУ ВШЭ и Аналитического центра Юрия Левады.

Молодые учителя согласны получать меньше старших коллег.
Подстраховываясь при этом дополнительными заработками.
Но с определённого момента начинает преобладать роль уровня заработной платы и социальных гарантий.
Герои