Главная находка авторов относится к постсоветскому периоду и заключается в том, что уровень неравенства в современной России выше, чем принято считать. Если точнее, то выше, чем оценка официальной статистики. До появления этой статьи у нас было два типа оценок неравенства: умеренная статистика Росстата и других государственных ведомств и экстремально завышенная от зарубежных аналитических центров, вроде
докладов Credit Suisse. Пикетти и соавторы предприняли серьёзную попытку заново оценить распределение доходов и богатства в современной России, используя методологию, принятую в рамках проекта WID.world. И в этом заключается главная ценность статьи: перед нами первое экономическое исследование уровня неравенства в России, проведённое с использованием современных методов обработки данных.
Типичной характеристикой современного неравенства является высокая концентрация доходов в самых высоких квантилях: верхних 1%, 0,1% и даже 0,01% в распределении. Оценить их доходы трудно, потому что они не получают зарплату в обычном смысле слова. Их доход — проценты, опционы, премии, которые не всегда облагаются налогами и плохо поддаются подсчёту. А проблема оценки их богатства в том, что схемы владения активами чрезвычайно запутаны. На этом и сыграли авторы.
Они обратили внимание на большой профицит внешней торговли и подозрительно низкие чистые иностранные активы: «Каждый год в течение 20 лет положительное торговое сальдо составляло 10% годового производства. Парадокс в том, что чистые иностранные активы, накопленные Россией, оказались удивительно малы: около 25% национального дохода к 2015 году». Попросту говоря, мы много продавали за валюту, но накопили её несоразмерно мало.
Произойти это «бегство капитала» могло тремя основными способами.
Во-первых, деньги могли уехать с иностранными бенефициарами. Во-вторых, вырученная валюта могла неудачно вкладываться за границей, что в балансе отражается как убыток. Памятуя о том, что материальные активы в середине 1990-х распродавали за бесценок, мы понимаем, что оба этих явления имели место.